Готический стиль в интерьере
Готика - следующая ступень в развитии средневекового искусства, второй общеевропейский стиль. Термин "готика" ввели в употребление итальянские гуманисты для обозначения всего, не относящегося к классическим, античным образцам, то есть, по их мнению, уродливого, связанного со сплошным варварством (готы - "варварское" германское племя).
Готический стиль, господствовавший в Западной Европе в XIII - XIV вв., стал высшим художественным синтезом средневековья.
Ведущим видом искусства в готике оставалась архитектура, а наивысшим ее достижением было строительство городских кафедральных соборов, вызывающих ощущение легкости, особой воздушности и одухотворенности. В отличие от романского готический собор - городское сооружение, устремленное ввысь, господствующее над всей городской застройкой.
Переход от романского стиля к готическому в западноевропейской архитектуре был отмечен целым рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. Считалось, что в основе перемен лежало введение стрельчатой арки, которая своей формой подчеркивала устремленность всего здания ввысь, ее появление связывалось с арабским влиянием.
В готической архитектуре применялся базиликальный тип храма. В основе зданий периода готики лежала новая конструкция свода с устойчивой каркасной системой. Центральный неф готического храма обычно был выше боковых, и часть нагрузки принимали на себя аркбутаны - специальные подпружные арки, соединявшие основание свода центрального нефа с контрфорсами ( специальными подпорными столбами) бокового. Такая конструкция позволила значительно облегчить все сооружение и максимально расширить внутреннее пространство здания, почти убрав стены.Важная деталь готического здания - огромные окна, которые как бы заменили стены и заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами.Все внутреннее пространство благодаря витражам, было насыщено светом, окрашенным в различные цвета. Снаружи у готического здания обычно две башни на фасаде, а между ними - круглое большое окно, так называемая "готическая роза".Ощущение легкости подчеркивалось и внутренним декором. Гладкая поверхность стены исчезла, а своды перерезала сеть нервюр; везде, где возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами или арочками. Предметы мебели периода готики были достаточно тяжелыми и неуклюжими, они как правило располагались вдоль стен. На шкафах, кроватях, стульях встречались самые
различные элементы церковной архитектуры. Позже на деревянных изделиях начинает использоваться геометрически точный орнамент , достаточно причудливый и вычурный. Изделия мебели восходят корнями к церковной обстановке. Мебель украшается ажурным, растительным орнаментом, ленточным плетением. Характерная черта этого периода - стилизованный резной орнамент, представленный на изделиях мебели в виде выгравированного кожаного свитка или имитации фактуры ткани, уложенной причудливыми складками.Один из основных видов мебели - сундук, выполняющий самые разные функции. Сундуки изготавливались из различных пород дерева и были украшены фигурной лепниной, богатыми металлическими вставками.
Повсеместно использовались скамьи. Они были самых разнообразных видов, например, с нижней частью, похожей на сундук, с высокой спинкой.Кровать в готическом стиле была снабжена балдахином, а в европейских странах с более мягким климатом его заменила деревянная конструкция, украшенная резьбой,филенками и отделкой разных цветов.
Готический стиль, господствовавший в Западной Европе в XIII - XIV вв., стал высшим художественным синтезом средневековья.
Ведущим видом искусства в готике оставалась архитектура, а наивысшим ее достижением было строительство городских кафедральных соборов, вызывающих ощущение легкости, особой воздушности и одухотворенности. В отличие от романского готический собор - городское сооружение, устремленное ввысь, господствующее над всей городской застройкой.
Переход от романского стиля к готическому в западноевропейской архитектуре был отмечен целым рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. Считалось, что в основе перемен лежало введение стрельчатой арки, которая своей формой подчеркивала устремленность всего здания ввысь, ее появление связывалось с арабским влиянием.
В готической архитектуре применялся базиликальный тип храма. В основе зданий периода готики лежала новая конструкция свода с устойчивой каркасной системой. Центральный неф готического храма обычно был выше боковых, и часть нагрузки принимали на себя аркбутаны - специальные подпружные арки, соединявшие основание свода центрального нефа с контрфорсами ( специальными подпорными столбами) бокового. Такая конструкция позволила значительно облегчить все сооружение и максимально расширить внутреннее пространство здания, почти убрав стены.Важная деталь готического здания - огромные окна, которые как бы заменили стены и заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами.Все внутреннее пространство благодаря витражам, было насыщено светом, окрашенным в различные цвета. Снаружи у готического здания обычно две башни на фасаде, а между ними - круглое большое окно, так называемая "готическая роза".Ощущение легкости подчеркивалось и внутренним декором. Гладкая поверхность стены исчезла, а своды перерезала сеть нервюр; везде, где возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами или арочками. Предметы мебели периода готики были достаточно тяжелыми и неуклюжими, они как правило располагались вдоль стен. На шкафах, кроватях, стульях встречались самые
различные элементы церковной архитектуры. Позже на деревянных изделиях начинает использоваться геометрически точный орнамент , достаточно причудливый и вычурный. Изделия мебели восходят корнями к церковной обстановке. Мебель украшается ажурным, растительным орнаментом, ленточным плетением. Характерная черта этого периода - стилизованный резной орнамент, представленный на изделиях мебели в виде выгравированного кожаного свитка или имитации фактуры ткани, уложенной причудливыми складками.Один из основных видов мебели - сундук, выполняющий самые разные функции. Сундуки изготавливались из различных пород дерева и были украшены фигурной лепниной, богатыми металлическими вставками.
Повсеместно использовались скамьи. Они были самых разнообразных видов, например, с нижней частью, похожей на сундук, с высокой спинкой.Кровать в готическом стиле была снабжена балдахином, а в европейских странах с более мягким климатом его заменила деревянная конструкция, украшенная резьбой,филенками и отделкой разных цветов.